Город:
/ Область:
/ Округ:
/ Страна:

Закон и ответственность

Теперь за дискриминацию людей с ОВЗ при оказании услуг выпишут штраф.

В Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесут поправки за отказ в предоставлении товаров или услуг для такой категории граждан. За правонарушение правительство предлагает ввести денежные санкции в размере от 15 тыс. рублей до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — для юридических, сообщают «Известия».

Если человек с инвалидностью не может купить определенный товар или получить услугу из-за проблем со здоровьем, а представители компании не захотят ему помочь в этом, последние будут облагаться штрафом.

В качестве примера авторы документа — представители Министерства труда и социальной защиты РФ — приводят ситуации, когда человек на коляске не видит стоимость товара, лежащего в магазине на верхней полке, или человек с болезнью Паркинсона не может рассмотреть товар. В таких случаях персонал магазина обязан помочь.

Но гораздо больше спорных ситуаций происходит в самолете или аэропортах, когда авиакомпании отказываются перевозить инвалидов-колясочников. Кроме того, людей с ментальными нарушениями выгоняли из кафе и ресторанов из-за того, что те могут навредить имиджу компании.

Пострадавший теперь сможет обратиться в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой и требованием оштрафовать компанию или частное лицо, которое оказывает услугу.

«Бывают ситуации, когда от таких людей просто отмахиваются: у них есть особые запросы, потребности, не всегда удобен стандартный способ получения услуги. Персонал должен на это откликнуться, помочь, а не игнорировать просьбы. Поэтому устанавливается ответственность за отказ оказывать такого рода услуги. Когда такие нормы вводятся на законодательном уровне, это несколько странно. Вообще-то это просто банальная вежливость. Но, к сожалению, необходимость в этом есть, поэтому новая форма ответственности, надеюсь, каким-то образом повлияет на ситуацию», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства.

Сегодня, 26 декабря 2018 года, в прокуратуре города Москвы состоялся Третий открытый форум прокуратуры города Москвы на тему: «Соблюдение прав инвалидов на доступную среду».

IMG_1421.JPG

В мероприятии приняли участие Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева, заместитель руководителя Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы Андрей Старшинин, заместитель руководителя Департамента капитального ремонта г. Москвы Михаил Лачинов, начальник управления обеспечения граждан, состоящих на жилищном учете Департамента городского имущества г. Москвы Юлия Курзина, начальник отдела контроля за соблюдением требований доступности для инвалидов объектов и услуг Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Сергей Ларин, председатель Московской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Надежда Лобанова, председатель Московской городской организации «Всероссийское общество слепых» Александр Мошковский, исполнительный директор Московского городского отделения «Опора России» Сергей Селиверстов, председатель комиссии по делам предпринимателей-инвалидов Московского городского отделения «Опора России» Игорь Федотов, заместитель руководителя Аппарата Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Дмитрий Липин, а также прокуроры административных округов.

IMG_1427.JPG

Открывая работу форума, исполняющий обязанности прокурора города Олег Манаков отметил, что сегодняшний форум станет площадкой для открытой дискуссии по актуальным проблемам защиты прав инвалидов. Мероприятие направлено на обеспечение конструктивного взаимодействия с уполномоченными государственными органами и представителями общественных организаций.

IMG_1430.JPG

Прокуратурой города Москвы уделяется особое внимание вопросам соблюдения прав инвалидов на гарантированные законодательством меры социальной поддержки. Защита прав и законных интересов социальной незащищенной категории граждан является приоритетным направлением прокурорской деятельности. В этой связи все поступающие обращения от лиц с ограниченными возможностями, ветеранов Великой Отечественной войны и престарелых граждан о невозможности реализовать свои права и законные интересы подлежат тщательной проверке. В случае выявления нарушений закона принимается весь комплекс мер по защите их прав, включая право на судебную защиту.

IMG_1431.JPG

Непосредственно аппаратом прокуратуры города ежегодно, начиная с 2014 года, организовываются городские плановые тематические проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

IMG_1434.JPG

Наиболее проблемные и актуальные вопросы правоприменительной практики рассматриваются на заседаниях созданной в прокуратуре города в 2017 году межведомственной рабочей группы по вопросам защиты прав инвалидов и пресечения совершения в отношении них неправомерных и противоправных действий.

IMG_1443.JPG

Анализ состояния практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что в текущем году прокурорами внесено 293 представления об устранении нарушений законодательства в части доступной среды для инвалидов, принесено 4 протеста, направлено 52 заявления в суд, возбуждено 32 дела об административных правонарушениях.

IMG_1445.JPG

В целях исполнения требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры органами исполнительной власти проведена значительная работа по комплексному приспособлению подведомственных объектов городской инфраструктуры для комфортного использования их инвалидами.

IMG_1447.JPG

В городе Москве проживает более 1,1 млн чел с ограниченными возможностями, в том числе 39,5 тыс. детей.

В целях создания условий для реализации права на доступную среду в городе Москве адаптированы 85% социально-значимых объектов, установлены пандусы и лифты, подъемные платформы. Для парка городского пассажирского транспорта закупаются только низкопольные транспортные средства, количество автобусов такого типа составляет выше 90%, троллейбусов – более 70%, трамваев – 33 %.

IMG_1451.JPG

В настоящее время не выполняют возложенные на них законом обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в принадлежащие им помещения в основном негосударственные организации. Прокурорами выявлялись случаи отсутствия пандусов и иных приспособлений в зданиях, где расположены магазины, гостиницы, аптеки, медицинские, образовательные и досуговые организации.

Также прокурорами проводились проверки исполнения законодательства в части обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах. Выявлялись случаи нарушения требований закона о создании для инвалидов условий для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. На интернет-сайтах учреждений, осуществляющих реабилитационную, образовательную, воспитательную и досуговую деятельность, отсутствовали версии для слабовидящих.

На постоянной основе органами прокуратуры проводятся проверки исполнения работодателями требований законодательства о занятости инвалидов.

IMG_1460.JPG

Квотирование рабочих мест является гарантией трудовой занятости инвалидов, соблюдения их права на трудоустройство. В соответствии с положениями действующего законодательства работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 2 % для трудоустройства инвалидов. При этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них реально трудоустроены граждане.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что работодателями вопреки установленным требованиям не исполняются возложенные на них обязанности по установлению квоты для приема на работу инвалидов, своевременной регистрации в территориальном отделе квотирования, представления информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

IMG_1477.JPG

В ряде случаев работодатели не соблюдают требования законодательства об условиях труда инвалидов. В частности не исполняются требования по режиму рабочего времени инвалида, не устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, неполное рабочее время. Не оборудуются специальные рабочие места с учетом требований индивидуальной программы реабилитации.

Особое внимание органы прокуратуры уделяют вопросам соблюдения прав инвалидов на транспортную доступность, создания условий для беспрепятственного пользования городским транспортом. Многочисленные проверки свидетельствуют о том, что в настоящее время в городе проблемным вопросом является организация парковочных мест для размещения транспортных средств инвалидов.

IMG_1481.JPG

Неисполнение прав инвалидов на транспортную доступность в основном допускают администрации торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров. Нарушения выражаются как в отсутствии организации установленного законом количества мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, так и в отсутствии специальных знаков и разметки.

С докладами по теме форума, а также конкретными предложениями выступили участники форума.

По итогам форума исполняющий обязанности прокурора города Олег Манаков отметил, что состоявшееся обсуждение стало полезным как для органов прокуратуры, так и для государственных органов и представителей общественности, а все озвученные предложения будут учтены в дальнейшей надзорной деятельности органов прокуратуры. Соблюдение прав инвалидов на доступную среду является приоритетным направлением прокурорского надзора, работа в данной сфере будет продолжена.

Кафе и другие заведения обязаны создавать доступную среду для маломобильных граждан. И если на Западе люди с инвалидностью отстаивают свои права, подавая заявления в суд и другие инстанции, то в России пока таких случаев единицы. Что делать, если вы не смогли попасть в кафе из-за отсутствия пандуса и другой необходимой инфраструктуры, и как отстоять свои права, разбираемся вместе с юристом Александром Малютиным.

  1. 1

    Где в законе прописана обязанность организаций обеспечивать доступную среду?

    Все организации, оказывающие какие-либо услуги, обязаны обеспечить доступную среду людям с инвалидностью. Это следует из статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

    «… организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам».

    Кроме этого, сразу несколько документов предусматривают реализацию программ по созданию беспрепятственного доступа людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам:

    – Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 государственная программа “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы;

    – Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

    – Положение Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году.

    Кроме этого, ряд технических требований к оборудованию общедоступных мест средствами свободного доступа утвержден Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

  2. 2

    Что грозит организациям, игнорирующим требования?

    Организации, которые не выполняют требования законодательства, могут быть привлечены к административной ответственности. В КоАП г. Москвы есть, например, статья 8.23, которая устанавливает ответственность за невыполнение требований по приспособлению объектов или элементов благоустройства для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан. Нарушителям среди юридических лиц грозит штраф в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

    Причем случаи привлечения к ответственности заведений уже были. Например, можно посмотреть Решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу N 7-5770/2016 – по нему одному из московских кафе было отказано в удовлетворении жалобы на привлечение его к административной ответственности за отсутствие установленного пандуса.

    Таким образом, практика показывает, что при обращении в суд шанс на удовлетворении своих требований есть.

  3. 3

    Что делать если у кафе отсутствует пандус?

    В таком случае можно обратиться сразу в несколько государственных органов.

    Во-первых, в Роспотребнадзор, так этот именно он обязан контролировать соблюдение требований потребителей. Роспотребнадзор будет обязан провести проверку по факту выявленного нарушения.

    Во-вторых следует обратиться в прокуратуру. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов, муниципальных образований. В обращении следует указать просьбу в адрес прокурора – обратиться с исковым заявлением «о понуждении к совершению определенных действий, выражающихся в возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью в кафе».

    Также можно обратиться в Административно-техническую инспекцию района или в местный орган власти.

    Еще один вариант – обратиться в суд самим. В данном случае исковое заявление будет «о понуждении совершить определенные действия». Перед его подачей необходимо выяснить официальное наименование организации, под которым она зарегистрирована в налоговом органе. Эта информация обычно размещается непосредственно в кафе или ресторане. Кроме этого, в идеале нужно понимать, является ли владелец кафе собственником помещения, в котором он расположен, или нет. Если нет, следует выяснить, кто именно является собственником и указать это лицо также в качестве ответчика.

    Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения кафе. В качестве примера, в том числе для составления заявления, можно использовать подобные дела из судебной практики. Например, Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 25.10.2012 по делу N 33-21476/2012 и Апелляционное определение Московского городского суда от 20.10.2015 по делу N 33-38548/2015.

  •  
  •  
  •  
  •  

ссылка на сайт: https://dislife.ru/materials/1133

Госдума России приняла в окончательном, III чтении законопроект об ответственности за несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Новый закон определяет механизм рассмотрения и пресечения правонарушений в этой сфере. Полномочия по контролю за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах здравоохранения, культуры, образования, транспорта, связи, ЖКХ, труда и занятости, социального обслуживания возложены на Ространснадзор, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор.

Как сообщили DISLIFE в пресс-службе министерства труда и социальной защиты РФ, законопроектом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», подготовленным Минтрудом России, предусматривается устранить противоречие, содержащееся в действующем механизме привлечения к административной ответственности должностных лиц за несоблюдение ими установленных федеральными законами условий доступности для инвалидов объектов и услуг.

Такие условия были определены путем внесения в 25 законов Федеральным законом от 1 декабря 2017 года № 419-ФЗ изменений, которые коснулись сферы транспорта, образования, здравоохранения, связи и информации, избирательного права, социальной защиты, занятости инвалидов. В 2017 году на основании Федерального закона №116-ФЗ осуществление государственного надзора было возложено на отраслевые надзорные органы: Росздравнадзор, Рособрнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор и Роструд.

Как мы сообщали ранее, в действующей редакции КоАП содержится норма, формально возлагающая функции по привлечению к административной ответственности за уклонение от соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам и услугам во всех сферах на органы социальной защиты. Однако фактически органы социальной защиты эти функции не выполняют, поскольку не имеют ни соответствующих полномочий, ни правовых механизмов, ни подготовленных специалистов.

Новым законом вносятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), приводящие положения законодательства в соответствие с нормами, регулирующими государственный контроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг. Полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов предлагается возложить на:

  • Ространснадзор – за нарушение требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспорта (транспортным средствам) и услугам по перевозке;
  • Роскомнадзор – за нарушение требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам связи;
  • Ростехнадзор – за нарушение требований по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при проектировании и строительстве жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • Росздравнадзор – за нарушение требований по обеспечению доступа для инвалидов объектов медицинских и фармацевтических организаций и предоставляемых ими услуг;
  • Рособрнадзор – за нарушение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов образовательных организаций и предоставляемых ими образовательных услуг.

Кроме того, аналогичные полномочия возлагаются на уполномоченные региональные контрольно-надзорные органы в сфере жилищного надзора, а также социального обслуживания.

«Принятие законопроекта позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности по данному направлению», – отмечают в пресс-службе Минтруда.

ссылка на сайт: https://dislife.ru/materials/2424